В детстве мы все хотя бы раз танцевали возле Новогодней Ёлки в костюме
Снежники, Белочки или Зайчика. Задумывались ли мы о том, что маскарадный костюм
и вообще - культура проведения маскарада имеет давнюю историю? Более того -
любое костюмированное мероприятие, будь то школьный «Огонёк» или роскошный
бразильский карнавал имеет свою особую психологию - человек под маской или в
некоем фантастическом одеянии ведёт себя совершенно иначе, нежели в реальной
жизни.
Первыми маскарадами принято считать римские Сатурналии - ежегодные
празднества в честь бога Сатурна, которые сопровождались массовыми гуляньями.
Именно в Древнем Риме появились и специальные маски. Дело в том, что во время
Сатурналий даже рабам дозволялось веселиться вместе с хозяевами, и, чтобы не
омрачать радости сословными предрассудками, все участники праздника закрывали
свои лица масками.
В Средние Века, несмотря на суровость церковных установок, маскарады были
не так уж редки. Основными атрибутами были костюмы и маски, призванные скрыть
социальные различия и всех уравнять на время праздника. Именно в эпоху
Средневековья сложилась особая психология маскарада - король переодевался в
нищего, белошвейка - в принцессу, скромница - в райскую птицу. Впоследствии
психологи напишут не одну сотню статей про карнавальный «мир-перевёртыш», где
нет никаких преград и всё то, что невозможно в реальной жизни, допустимо мире
масок. Во время карнавала ничего не казалось безрассудным. Благородная дама в
маске могла на один час сделаться любовницей простого солдата и после этого не
чувствовать себя опозоренной или униженной. Иначе говоря, под маской - это уже
«не я», а кто-то другой.
Маска делает человека неузнаваемым, она связана с радостью перевоплощений и
возможностью примерить на себя любую роль.
Самым знаменитым, как и в наши дни, считался карнавал в Венеции. Основой
венецианского карнавального костюма была (и остаётся) баута - традиционная
маска белого цвета, прикрывающая в основном верхнюю часть лица, иногда с
длинным носом или резким треугольным профилем.
Другим общеизвестным атрибутом является длинный плащ с рукавами и капюшоном
- домино. Чаще всего домино были чёрного цвета.
В Венеции карнавальные маски приобрели такую популярность, что их стали
носить в повседневной жизни. Это вызывало нарекания, как властей города, так и
церкви, но никакие запреты не действовали, пока нарушителей не принялись
наказывать в уголовном порядке...
Вплоть до конца XVIII века венецианский карнавал оставался главным событием
в жизни города, но потом интерес к нему стал угасать. Однако во второй половине
XX века карнавал начал свою вторую жизнь. Городские власти смекнули, что возрождение
карнавальных традиций может привлечь в Венецию толпы туристов со всего мира.
Помимо массовых, публичных карнавалов, в Средневековой и Ренессансной
Европе существовали и мероприятия для избранных. Пышностью придворных
маскарадов отличалась тюдоровская Англия. Вторая жена Генриха VIII - Анна
Болейн устраивала костюмированные празднества, на которых воссоздавались
картины из античной мифологии. Юные девушки изображали амазонок и нимф, юноши -
сатиров, а сама королева - непременно Афродиту, богиню любви. Разумеется,
маскарадные костюмы было далеки от древнегреческих реалий - наряд Пенелопы или
Психеи по фасону мало, чем отличался от придворного туалета XVI века, разве что
был несколько фантастичнее.
Дочь Генриха и Анны - Елизавета I тоже любила устраивать маскарадные
празднества. Королева-Девственница любила выходить к гостям в костюме Артемиды
- стройной, девственной богини охоты. Сверкая многочисленными драгоценностями,
затянутая в железный корсет, Елизавета изображала античную богиню. С «оригиналом»
её роднил только лук - орудие богини да сияющий месяц в волосах.
При дворе Людовика XIV маскарады отличались особой пышностью - сам король
любил появляться в костюме Аполлона или Юпитера. Это были стилизованные под
античность, тяжеловесные парчовые наряды, с непременной короной.
Его правнук, Людовик XV, не признавал дворцовых празднеств - его неизменно
влекли публичные маскарады, которые устраивались в Ратуше или на площадях
Парижа. Он любил прикинуться небогатым буржуа и весь вечер ухлёстывать за
какой-нибудь гризеткой в наряде царицы Зенобии... Кстати, некая хитроумная
красавица в 1745 году устроила «охоту» на короля именно во время одного из
публичных маскарадов. Одевшись в костюм богини Дианы (розовый шёлк, усеянный
розами!), дама так заинтриговала Людовика, что сумела надолго привязать его к
себе. Вы все хорошо её знаете - то была мадам де Помпадур.
Кстати, именно в XVIII веке популярными становятся костюмы, почерпнутые из
итальянской комедии дель арте и французского народного театра. Карнавал
Галантного Века - это бесчисленные Коломбины, Пьеро, Скарамуши и Арлекины.
Очень популярными были костюмы пастушков и пастушек - героев так называемых
пасторальных романов, типа «Дафнис и Хлоя». Разумеется, новоявленные пейзане
порхали в кружевах и напудренных париках, а их головы украшали венки из
шёлковых розочек.
История русских маскарадов и, соответственно, маскарадных костюмов,
начинается с петровской эпохи. Как-то раз Пётр решил устроить беспрецедентное
карнавальное шествие - он вырядил своих придворных и их жён в старинное русское
платье и заставил, кривляясь и распевая непристойные песни, прошествовать по
Петербургу. Так Пётр «отучал» подданных от боярских одежд и кокошников.
Постепенно маскарадная культура прижилась на русской почве и уже при дворе
Анны Иоанновны на костюмированных балах порхали наяды и дриады в полумасках.
Но самыми странными, не имевшими аналогов ни в России, ни даже в
пресыщенной Европе, были так называемые маскарады «с переодеванием», которые
при дворе Елизаветы Петровны, проводились каждый вторник. Назывались такие балы
«Метаморфозами». На этих мероприятиях мужчины должны были танцевать в женских
нарядах с фижмами, а дамы, соответственно, в мужских костюмах, как известно,
открывавших ноги до колена и немилосердно обрисовывавших бёдра.
Эти маскарады, судя по всему, веселили только саму Елизавету, имевшую при
внушительной фигуре весьма стройные ноги и любившую их демонстрировать.
Кроме того, императрице нравилось наблюдать, как дамы стесняются своих
открытых ног, а мужчины - путаются в юбках и падают прямо на своих партнёрш по
танцам. Вот как об этом пишет беспристрастная Екатерина II: «Мне случилось раз
на одном из таких балов упасть очень забавно, Сиверс, тогда камер-юнкер, был
довольно большого роста, и надел фижмы, которые дала ему императрица; он
танцевал со мною полонез, а сзади нас танцевала графиня Гендрикова: она была
опрокинута фижмами Сиверса, когда тот на повороте подавал мне руку; падая, она
так меня толкнула, что я упала прямо под фижмы Сиверса...»
Но «золотым веком» маскарадов можно назвать конец XIX века. Костюмированные
балы устраивали художники и гимназисты, жёны фабрикантов и владельцы
«Фоли-Бержер». И, разумеется, все модные журналы публиковали описания самых
фантастических нарядов, причём на любой вкус и на любой доход.
Дамы примеряют на себя костюмы русалок, фей, бабочек. В России был
популярен образ русской боярыни или царевны. Этот выбор не случаен. В феврале
1903 года в Зимнем дворце состоялся грандиозный костюмированный бал, на котором
все приглашенные, а также Николай II и Александра Федоровна были одеты в
русские костюмы XVII века. Эти дорогостоящие, помпезные мероприятия были
призваны демонстрировать преемственность поколений и приверженность
национальным традициям.
И, конечно, мир детства немыслим без детских балов, маскарадов и
Рождественской Ёлки! На карнавал девочки одевались феями, принцессами,
цыганочками. Был популярен костюм Красной Шапочки. Мальчики переодевались
морскими разбойниками и сказочными принцами.
Валентин Катаев так описывает маскарадные костюмы своего детства в книге
«Белеет парус одинокий...»: «Девочки превратились в русалок и цыганок... Шумела
папиросная бумага юбочек и плащей, качались на проволочных стеблях
искусственные розы, струились шелковые ленты бубна». Приложение к журналу
«Нива» - «Парижские моды» предлагало для юных леди костюмы «в стиле Louis XV»,
наряды Коломбины, Шахматной Королевы и даже такого удивительного персонажа, как
Пьерина (или Пьеретта) - этакого женского варианта Пьеро.
На картине Бориса Кустодиева «Дети в маскарадных костюмах» мальчик и
девочка изображены в стилизованных костюмах Галантного Века. «Парижские моды»
предлагали просторный, но изящный костюм маленького клоуна, состоящий из блузы
и широких панталон палевого атласа.
Советская эпоха породила так называемые «полит - карнавалы». Молодые рабочие
переодевались в костюмы буржуев и уродливо кривляясь, танцевали чарльстон. Как
там у Ильфа и Петрова? «Проехали на автомобиле три комсомольца во фраках и
белых перчатках. Они сконфуженно поглядывали на толпу.
-Васька! - кричали с тротуара. - Буржуй! Отдай подтяжки!»
В 1930-х годах, когда, по словам Сталина, «жить стало лучше, жить стало
веселее» советским гражданам вернули и Новый Год, и прочие «буржуазные»
развлечения. Маскарады стали устраиваться в Парке Культуры, в Сокольниках, в
многочисленных рабочих клубах и ДК. «Пахло водой, смолой, порохом и цветами.
Какие-то монахи, рыцари, орлы, стрекозы, бабочки со смехом проносились мимо...
Вдруг - вся в чёрном и в золотых звездах - вылетела из-за сиреневого куста
девчонка. Не заметив меня, она быстро наклонилась, поправляя резинку высокого
чулка; полумаска соскользнула ей на губы» - это описание маскарада, достойное
Галантного Века, сделано в конце 1930-х советским писателем Аркадием Гайдаром.
Постепенно из мероприятия, где стираются все сословные и моральные
предрассудки, маскарад превратился в весёлый детский праздник. В 1960-е годы
среди мальчиков был популярен костюм космонавта, в 1970-е под влиянием
ГДР-овских «индейских» фильмов - наряд ковбоя или индейца.
Сейчас в многочисленных «Детских мирах» продаются костюмы Бетмена, Гарри
Поттера и даже вампира. Каждому времени - свой маскарадный костюм.
Источник: http://lady.mail.ru
|